logo

Доступность

Как проверяются материалы визуального языка
Структура
Типографика
Цвет
Графика
Интерактивные области
Текст
Как поддерживать баланс
Полезные ссылки
Инструменты для дизайнера
Наша миссия — сделать интерфейсы продуктов доступными для максимального количества людей. Поэтому нам важно, чтобы люди с ограниченными возможностями тоже могли пользоваться нашими сервисами. Это и есть доступность.
Почти в каждом разделе гайдлайна вы найдёте рекомендации по доступности.

Как проверяются материалы визуального языка

Базовые материалы визуального языка — цвета, их сочетания и типографические схемы — должны соответствовать гайдлайнам доступности WCAG и пройти исследование на восприятие в продукте.
Мы проверяем базовую распознаваемость элементов визуального языка, но это не значит, что дизайнер может не обращать на это внимание.

Структура

Легко понять структуру страницы, смысл и что можно на ней сделать

Типографика

Текст легко и удобно читать

Цвет

Можно различить элементы, их функции и состояния

Графика

Понятны метафоры, дополняющие смысл контента

Интерактивные области

Не затруднено взаимодействие с кликабельными областями

Текст

Понятен смысл текста

Структура

Пользователь должен считывать структуру, смысл страницы и ключевые действия на ней. Старайтесь делать дизайн таким, чтобы пользователь легко находил ключевую информацию.
Содержимое страницы должно вписываться в структуру заголовков. Также у пользователя должна быть и альтернативная навигация: карта сайта, оглавление, меню, поиск и т.п.
Обращайте внимание не только на дизайн страницы, но и на разметку для скринридеров.

Поддержание структуры информации для скринридера

Порядок считывания скринридера должен совпадать с порядком подачи информации на странице.
Обратите внимание на стили: заголовки первого уровня на макете должны быть заголовками h1 в коде — так сохранится корректная структура считывания
Скринридер плохо работает с всплывающими объектами и модальными окнами
Material Design
Assistive Technology

Типографика

Работая с типографикой, отталкивайтесь не только от правил читабельности, но и характеристик конкретного шрифта.
Убедитесь, что пользователю не нужно прикладывать усилия для чтения текста на странице. В этом вам помогут оптимальные параметры типографики.

Параметры текста, оптимальные для чтения

Используйте комфортный для чтения размер шрифта: для основного текста минимум 16px
Длина строки для комфортного чтения: приемлемое количество символов — 45 – 75, оптимальное — 66
Комфортное соотношение межстрочного расстояния к кеглю для заголовков: 1 – 1,3
Комфортное соотношение межстрочного расстояния к кеглю для текста: 1,4 – 1,65
Интервал между следующими абзацами рекомендуется делать не менее чем в 2 раза превышающим размер шрифта
Интервал между буквами должен быть не менее 0,12 раза больше размера шрифта
Material Design
Material Design о доступности текста

Цвет

Рекомендации, приведённые в этом разделе, не применяются для промоматериалов и внешней коммуникации продуктов.
Убедитесь, что контраст между цветом текста и фоном достаточен
Убедитесь, что для информирования или разметки использованы дополнительные способы, помимо цвета
Обращайте внимание на считываемость цветов и контрастов в ваших макетах, а также тестируйте их для людей с особенностями зрения.

Допустимая контрастность для цветовых пар и сочетаний

Допустимая контрастность рассчитывается по формуле коэффициента контрастности стандарта WCAG: (L1 + 0,05) / (L2 + 0,05), в которой L1 — относительная яркость самого светлого цвета, L2 — относительная яркость самого тёмного цвета.
Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0
www.w3.org

Рекомендации по контрастности для мобильных устройств

Устройства с высокими значениями матрицы позволяют более свободно относиться к коэффициенту контраста. Однако не стоит исключать воздействие внешней среды: попадание прямого света, высокий уровень информационного шума и т.п.
Проверяя контрастность на мобильном устройстве, учитывайте параметры матрицы популярных устройств, а не только коэффициент контрастности.
Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.1
www.w3.org

Графика

Пользователь должен понимать контент, включающий графики, иконки и изображения. Не полагайтесь только на графику в пояснении контента: она должна создавать настроение и дополнять повествование, а не заменять его.
  • Используйте иконки как дополнительные визуальные подсказки, а не как декор
  • При наложении текста на картинку помните о контрастности
  • Убедитесь, что вся графика сопровождается кратким и понятным описанием

Интерактивные области

На тач-устройствах область нажатия должна быть достаточно большой и доступной. Особенно внимательно отнеситесь к работе с областью нажатия на устройствах с крупным экраном.
  • Убедитесь, что до основных контролов можно дотянуться большими пальцами и левой, и правой руки
  • Следите за размером области нажатия: размер подушечки пальца порядка 10 мм. Ориентируйтесь на эту величину

Текст

Визуальная архитектура в дизайне неразрывно связана с текстом. Если вы не уверены в тексте, привлеките копирайтера.
  • Подписи элементов должны объяснять, что произойдет при нажатии
  • Если клик приведет к скачиванию документа, напишите об этом прямо. Это важно для пользователей мобильных устройств, у которых может быть ограничен трафик
  • Не делайте отсылок к форме, размеру, визуальному расположению или звуку — не все могут их воспринимать
 

Не забывайте о вспомогательных технологиях

Вспомогательные технологии — это технические средства для облегчения быта жизни людей с инвалидностью.
Скринридер
Программа для чтения с экрана компьютера или смартфона, предназначенная для незрячих и людей с ослабленным зрением. Скринридер озвучивает интерфейс, а также создаёт звуковой и виброотклик.
Масштабирование
Масштабирование — стандартный инструмент для слабовидящих. Следите, чтобы при увеличении контента до 200% страница была читаема и функциональна.

Как поддерживать баланс

Чтобы сделать дизайн ваших интерфейсов доступнее, изучайте графический дизайн. Большинство приёмов и правил графического дизайна основаны на том, чтобы дизайн был доступен большому числу людей.
Одно исследование лучше, чем десяток правил. Исследуйте ваши продукты на доступность.

Полезные ссылки

Material Design
Гайдлайны доступности одной из самых крупных дизайн-систем
Material Design
material.io
Microsoft Design
Инклюзивность в продуктах компании Microsoft
Microsoft Design
www.microsoft.com
WCAG
Гайдлайны доступности всех и всего
W3C
www.w3.org
Принципы инклюзивности
Принципы инклюзивного дизайна и их подробное описание
Inclusive Design Principles
inclusivedesignprinciples.org
Доступность от Сбера
Наиболее полное руководство по доступности на русском языке
specialbank.ru
specialbank.ru
 

Инструменты для дизайнера

Stark
Набор инструментов для проверки доступности
Stark
www.getstark.co
 
Colorable
Инструмент для проверки контрастности сочетаний цветов
Colorable
colorable.jxnblk.com
 
Talk Back
Всё о функции Talk Back на Android
Inclusive Design Principles
inclusivedesignprinciples.org
 
Сontrast Analyser
Инструмент для проверки контрастности сочетаний цветов
Colour Contrast Analyser (CCA)
developer.paciellogroup.com
 
Voice Over
Всё о функции Voice Over на Mac
Приложение A. Команды и жесты
www.apple.com